Вообще-то слово «нет», как и частичка «не», очень коварно, но обладает одним странным свойством. Это слово или пролетает мимо ушей, или, наоборот, ребёнок воспринимает наше «не» как прямой приказ - и НЕ делает того, о чём просит взрослый.
Например, посылаете вы своё прекрасное чадо в магазин за молоком и, вспомнив, добавляете: «Не забудь купить ещё сметаны». Скорее всего, про сметану наследник забудет. Но он не виноват! Это вы должны были сказать иначе: «Купи ещё сметаны».
Дети вообще часто слышат не то, что мы имеем в виду. И в первую очередь это относится к негативным высказываниям. Их-то наша психика воспринимает в штыки. Иногда достаточно изменить построение фразы - и исчезает масса недоразумений и неприятностей, связанных с забыванием и непослушанием.
Ну а для наглядности здесь приведена таблица. Высказывания в ней расположены по мере роста детей (и возникающих проблем) - от обращения к малышам до обращения к подросткам.
ПРОДОЛЖЕНИЕ Например, посылаете вы своё прекрасное чадо в магазин за молоком и, вспомнив, добавляете: «Не забудь купить ещё сметаны». Скорее всего, про сметану наследник забудет. Но он не виноват! Это вы должны были сказать иначе: «Купи ещё сметаны».
Дети вообще часто слышат не то, что мы имеем в виду. И в первую очередь это относится к негативным высказываниям. Их-то наша психика воспринимает в штыки. Иногда достаточно изменить построение фразы - и исчезает масса недоразумений и неприятностей, связанных с забыванием и непослушанием.
Ну а для наглядности здесь приведена таблица. Высказывания в ней расположены по мере роста детей (и возникающих проблем) - от обращения к малышам до обращения к подросткам.
Как не надо говорить | Что думает ребёнок | Как сказать правильно |
Не прыгай на краю. Упадёшь! | Проверим! | Стой! Осторожно, край! Посмотри... |
Нельзя рисовать на обоях. | Буду! | Вот большой лист, рисуй здесь. |
Не дёргай кошку за хвост! | А за что можно? | Кошке больно, она тебя оцарапает. |
Не лезь в эту лужу! | Я не лезу, только попробую... | Лужа глубокая, обойди её с краю. |
Не шуми! | Буду! | Давай послушаем тишину. |
Ты опять не выучил уроков... | Ну и что? Па-а-адумаешь! | Через час я проверю, как ты выполнил домашнее задание по... |
Нет, я не разрешаю тебе идти в парк, нечего тебе там делать (ты ещё слишком мал, чтобы...). | Я большой! Но я же не маленький! | Одному в парке опасно... в парк пойдём вместе, в воскресенье... возьми меня с собой... |
Сколько раз тебе говорить! | Форма риторического вопроса не доходит до ребёнка, потому что он не считает это ни за вопрос, ни за указание. | Сделай то-то и то-то... (Конкретно скажите, что вы от ребёнка хотите.) |
Не трогай мороженое, пока не съешь кашу. | Вам что, мороженого жалко?! | Сегодня у нас на десерт мороженое! |
Сколько можно висеть на телефоне! | Сколько надо! А сама-то... | Извини, ты давно разговариваешь, а мне надо позвонить... |
Сними этот безобразный плакат. | А мне нравится! (Много ты понимаешь!) | Повесь, пожалуйста, что-нибудь другое, а то я боюсь такого реалистичного изображения огня (меня пугают такие монстры). |
Сколько можно сидеть за компьютером! | Он подумает, но не скажет: «Да сколько угодно». | Ты играешь почти час. Через 10 минут заканчиваешь, хорошо |
Заряна и Нина Некрасовы – "Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти"
Добавить в закладки
0 коммент.:
Отправить комментарий